
Интеллектуализация (психологическая защита)
Содержание материала
Что такое интеллектуализация
Примеры интеллектуализации встречаются довольно обширно, могут представляться в рассуждениях человека о достоинствах и недостатках объекта любви в момент потребности выбора. Также сюда можно отнести излишнее объяснение причин своего страха, когда само чувство рассматривается как бы отдельно от человека. Если вы слышите, как человек говорит вам о своих чувствах, но при этом не замечаете интонационных и поведенческих подтверждений чувств, то, скорее всего, это именно интеллектуализация. Например, услышав «ты меня злишь» произнесенное абсолютно холодным голосом или «я боюсь» от человека, продолжающего пить чай – не стоит сразу не верить им, возможно, сработала защита интеллектуализации и они действительно испытывают данные эмоции, но в столь сильном или критичном количестве, что не способны это выдерживать осознанно. В такие моменты часть проживания эмоций прячется, но их присутствие признается, человек выглядит несколько отмороженным, но контактным, в отличие от защитного механизма изоляции, которая включается при сильной травматизации.
Интеллектуализация противоположна аффектированию и сопоставима с рационализацией.
В психологии интеллектуализация является реакцией избегания эмоциональных переживаний, при фактическом признании наличия этих переживаний. Помогая человеку справляться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, интеллектуализация создает проблемы в межличностном взаимодействии, обедняя разнообразие и вариативность реакций, блокируя творческое приспособление. Человек, руководствующийся в большей части этой защитой, привык все планировать и объяснять заранее, его поведение и общение лишено элемента игры, полунамека (такие формы общения как флирт и дружеские шуточные издевательства труднодоступны при тотальном заполнении реакции интеллектуализацией).
Видео
Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты
Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.
Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).
Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).
Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.
Интеллектуализация – психологическая защита
Интеллектуализация относится к высшим проявлениям психологической защиты, ведь человек включает разум, чтобы отключить эмоции. Люди при интеллектуализации очень сильно шокируют окружающих, когда спокойно реагируют на смерть близких или выбирают место на кладбище, еще будучи живыми.
Интеллектуализация – это обесценивание. Человек удивителен: он огорчается из-за потери богатства, но равнодушен, когда безвозвратно проходят дни его жизни. Человек может огорчаться из-за того, что незнакомец накричал на него, но вместе с тем быть спокойным, когда волнуются его близкие люди. Можно сказать, что произошло обесценивание важных вещей. Человек все больше любит материальные ценности, предметы и чужих ему людей, и небрежно относится к уже имеющимся вещам и людям, которые его любят.
Неудивительно, что человек не может быть счастливым. Как можно чему-то радоваться, если вас радует только то, чего у вас нет, и не радует то, что уже имеется в вашем окружении? Вы всегда остаетесь несчастливы, поскольку страдаете оттого, что чем-то не обладаете. И лишь на мгновение вы ощущаете радостное чувство, когда наконец-то обретаете то, чего раньше не имели, но быстро им насыщаетесь, что лишает вас счастья.
Произошло обесценивание важных вещей. Человек хочет то и радуется тому, чего у него нет, и как только оно становится его имуществом или в поле доступности, сразу же становится неинтересным. Стоит ли говорить, что, скорее всего, человек и вовсе не хотел обладать тем, чего достиг, раз не может наслаждаться им? Люди часто просто хотят чего-то достичь, думая, что тогда они станут счастливыми. Хотя на самом деле счастье не живет где-то в будущем, оно может быть только в настоящем времени: вы либо сейчас рады, либо не будете счастливы никогда.
Вытеснение или репрессия
Под вытеснением подразумевается мотивированное забывание или игнорирование. Фрейд писал: «Суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него». Но далеко не все трудности, связанные с привлечением внимания и/или запоминанием, являются следствием действия вытеснения. Мы смело можем говорить о репрессии лишь в том случае, когда очевидно, что мысли, чувства или восприятие чего-то становятся непереносимыми для сознания, вызывая сильное беспокойство или тревогу.
Действие репрессии можно увидеть на следующих примерах:
— опыт такого насилия и зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить.
— вытеснение рассматривалось как средство, с помощью которого ребенок пытается справиться с нормальными (с точки зрения развития), но пугающими и неосуществимыми желаниями. Например, желание уничтожить родителя своего пола, чтобы самому обладать родителем противоположного, вытесняется ребенком в бессознательное в результате прохождения Эдиповой фазы.
— работу вытеснения Фрейд увидел и в обыденной жизни. Именно действием этого механизма он объяснил нелепые оговорки и ошибки, которые мы, порой, допускаем. Например, когда говорящий неожиданно забывает имя человека, которого он представляет. Такое «забывание» может быть объяснено действием репрессии в том случае, если представляющий испытывает бессознательную враждебность по отношению к тому, кого он представляет. Еще одним примером репрессии может послужить оговорка председателя собрания, когда вместо того, чтобы сказать: «Собрание объявляю открытым», он говорит: «Собрание объявляю закрытым». Имея некоторые основания для того, чтобы не хотеть открытия собрания, он вытесняет это желание в бессознательное. Но оно вырывается оттуда в виде нелепой оговорки.
Все эти примеры репрессии показывают адаптационную способность этого процесса. Если бы человек постоянно осознавал весь арсенал импульсов, чувств, желаний, фантазий, воспоминаний, конфликтов и т.д., то он был бы просто затоплен ими.
Репрессия начинает создавать проблемы тогда, когда она не справляется со своей функцией надежно удерживать от осознания беспокоящие переживания. Или же, когда она стоит на пути позитивных аспектов жизни. Или действует при исключении более адаптивных защит.